Интертекстуальность в современных сказках для детей

intertekstualnost_v_sovremennyx_skazkax_dlya_detejЕсли начинать выявление особенностей литературы для детей начала 21 столетия, то стоит обратиться к отличительным чертам современной литературы в целом.

Что такое интертекстуальность

Интертекстуальность играет немалую роль в литературе для детей данного периода, поскольку почти ни одно произведение современности не обходится без включений из других текстов. Данное явление по-разному именуется исследователями, но важна его сущность и причины распространения.

Данный термин был введен в употребление Ю.Кристевой. Она, в ходе разработки теории текста, опиралась на результаты исследования Бахтиным «чужого слова», «диалогичности».

Рассмотрим данное понятие на популярном детском жанре – сказке.

Интертекстемы

В данной ситуации интертекстемы (отдельные слова языка) отличаются особым смыслом, даже некоторой идеологической насыщенностью. Автора обращаются к ним не случайно, а с конкретной целью: им требуется определить роль интертекстем. Без этого нельзя провести анализ произведения. Все тексты склонны к цитации других, т.е. интертекстуальности. Но в разных жанрах такой признак проявляется с разной интенсивностью.

Постмодернистские тексты и их интертекстуальность имеют особенную природу. В них она сопряжена с представлением о хаотическом мире, который лишен смысла и ценности. Интертекст придает произведению заметную ироническую окраску.

Период написания сказок может быт охарактеризован как постмодернистский, а его специфика обнаруживается и в использовании интертекста.

Примеры сказок

Подобные особенности заметны в произведениях А.Егорушкиной: «Настоящая принцесса и Летучий корабль», «Настоящая принцесса и Бродячий мостик», «Настоящая принцесса и Снежная осень». Здесь часто заметна перекличка двух или трех голосов скрипторов-повествователей. К примеру, в роли первого повествователя может выступать сам автор, а второго – дети главной героини в первой части, а во второй – главной героини и ее оппонента, в третьей – главной героини и других детей.

Все позиции подкрепляются особенной стилистикой, заметна разница на уровне языка, поскольку мышление у персонажей оформлено по-разному.

Май 26, 2016

 


статистика

2007 - 2012 (C) Всё о сказках