На самом деле, сочинить волшебную сказку можно, если знать основные правила ее создания. Она в основе имеет сложную композицию, которая подразделяется на: экспозицию, завязку, развитие темы, кульминацию и развязку. Имеет происхождение от обряда инициации.
Основа сюжета
В основе сюжета любой волшебной сказки будет повествование о преодолении недостачи, потери с помощью чудес, а также волшебников-помощников. В экспозиции чаще всего представлено 2 поколения – старшее (король и королева и т.п.) и младшее (Иван с сестрами и братьями). Помимо этого, в экспозиции есть отлучка старших поколений. Усиленной формой будет смерть родителей.
Завязка заключается в том, что главное действующее лицо обнаруживает потерю или недостаток или есть мотивы запрета, нарушение его и последующее горе. Это начало противодействия, иными словами, отправка героя/героини из дома.
Развитие сюжета – разыскивание недостающего или потерянного.
Кульминация заключается в сражение главного героя с противоборствующей силой, а также всегда ее побеждает. Развязкой будет преодоление недостачи или потери. Чаще всего героиня/герой в конце сказки «воцаряются», иными словами, получают более высокий статус.
Функции персонажей
В.Я.Пропп открывает однообразие волшебных сказок на сюжетном уровне в синтагматическом плане. Он показывает инвариантность набора функций, их линейную последовательность, набор ролей между персонажами и функции. Последние распределяются между 7-ю персонажами:
- — вредителя (антагониста);
- — помощника;
- — дарителя;
- — отца царевны или самой царевны;
- — героя;
- — отправителя;
- — ложного героя.
Общие единицы
Пропп создал метасхему волшебных сказок, которая состоит из 31 функции. Мелетинский продолжал исследование по определению жанра сказок, потому объединяет сказочные функции в большие единицы, образующие структуру. Если вы еще не сочинили волшебную сказку, то будет полезно знать, что для сказок характерны общие черты, которые можно встретить во всех текстах сказок – испытания для героя, а также его вознаграждение. Помимо этого, присутствует и бой над антагонистом и победа над ним. Но она невозможна без волшебства, которое было получено от дарителя в начале.
Пропп определяет жанр сказки по наличию в главном испытании «Битвы – Победы», а также по наличию «Сложной задачи – Решение сложной задачи». Логичное развитие волшебной сказки – это сказка бытовая.