Самуил Маршак

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) родился в простой семье, уже с детства писал стихи. Когда они с семьей переехали в Петербург, счастливый случай свел его с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, которые похлопотали за талантливого парня, опередив его учиться в Ялту в гимназию на свои средства. С 1907 года по 1917 год он успел поработать в Санкт-Петербурге в журнале «Сатирикон», затем в Англии в нескольких изданиях, там же он опубликовал свои первые переводы английских поэтов и шотландских народных баллад.

В 1917 году организовал в Краснодаре (тогда – Екатеринодар) и сам возглавил «Детский городок». Это был не только комплекс детских учебных и просветительских учреждений, там же был создан один из первых советских ТЮЗов, для которого сам Маршак и поэтесса Васильева Е.И. создавали пьесы-сказки.

А в 1922 году, вернувшись в Петроград, он стал заведовать литературно-репертуарной частью ТЮЗа и публиковать свои стихотворения, которые тот час же полюбились маленьким читателям.

Стихи «алмазной чеканки», виртуозность и простота стиля, определенность композиций, четкость музыкального ритма, смысловая насыщенность текстов, все эти качества творчества Маршака при всем его жанровом многообразии сочетаются с удивительной легкостью в его произведениях и переводах.

В 1924-34 годах Маршак возглавлял Детский отдел Госиздата. Именно благодаря ему, в истории детской литературы появились такие авторы как Л.Пантелеев, Г.Г.Белых, Хармс, А.И.Введенский, С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц, ставшие, со временем, ее классиками.

Во время Великой Отечественной войны Маршак писал сатирические тексты для газетных полос, для фронтовых листовок и агитационных плакатов. Но в военных и послевоенных стихах Маршака также наблюдается и усиление лирического начала. Начинает углубляться психологизм, появляется пейзаж с сохранением светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения.

Это особенно ощущается во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он интенсивно работал в те годы, а также в его переводческих работах Дж.Г.Байрона, Д.Китса, Р.Киплинга, Р.Стивенсона, Р.Браунинга, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др.

Целая эпоха отечественной словесности была им создана переводом 154-х сонетов У.Шекспира.

А в 1962 году вышла книга Избранной лирики Маршака, за которую он получил Ленинская премия (в 1963 году). В сборник вошли и «лирические эпиграммы» – афористичные четверостишия и двустишия, которые в чеканных и мелодичных строфах аккумулировали глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость своего создателя.

Постоянно общаясь с коллегами по поэтическому цеху, Маршак бывал доброжелателен и предельно откровенен, говоря то, что на самом деле думает о творчестве собеседника. Помимо Ленинской премии, замечательный мемуарист и признанный литературный критик Маршак был несколько раз удостоен и Государственной премии (1942, 1946, 1949, 1951 гг).

Ну а главным критерием важности его вклада в литературу стало всеобщее признание и любовь читателей, больших и маленьких во всем мире на много лет вперед.

Июл 11, 2012

 


статистика

2007 - 2012 (C) Всё о сказках